Навигация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подстройка к позе
Подстройка к позе.
Первый прием - подстройка к позе. Когда вы создаете раппорт, вам следует
сначала принять ту же позу, что у партнера - отразить позу партнера.
(Пока для простоты мы будем исходить из того, что в деловом общении мы
беседуем с одним человеком, лицом к лицу. Есть приемы для воздействия на
группу, о них будет сказано позже, но начнем с этой наиболее частой ситуации
-один на один). Попрактикуйтесь в этом.
________________________________________
Упражнение N 1. Выполняется в группах по трое. Первый участник,
назовем его "партнер А", принимает какую-то позу стоя или сидя. Второй
участник, "партнер Б", встает или садится напротив и полностью "отражает",
воспроизводит собой позу партнера А. Третий участник, "партнер В", будет
"режиссером ": после того как партнер Б решит, что он уже в точности воспроизвел
позу партнера А, "режиссер" подойдет и своими руками исправит ошибки. Каждый
из вас должен побыть в этих ролях по очереди 2 - 3 раза. Начинайте.
Упражнение N 2. Выполнять будете в парах. Сначала в каждой паре
определите две темы для разговора, в одной из них вы должны быть изначально
согласны друг с другом, в другой - несогласны. Ну, есть же что-то, с чем
вы уже сейчас можете не согласиться с вашим партнером? Что "Спартак" -
чемпион, или что деятель Н. - полный дурак... Неважно что, берите любые
темы. Определили?
Теперь начинайте обсуждать в парах тему, где вы друг с другом несогласны,
все время сохраняя подстройку к позе собеседника.
Обсуждение.
Есть такая детская игра - "Замри!" Так вот, замрите и посмотрите на
все пары. Только одна пара все успешно сделала, подстройки у них сейчас
нет, и они уже успели найти разногласия в своих взглядах. Другие, как видите,
сидят идеально подстроившись друг к другу. Я вам дал упражнение,
которое невозможно выполнить: практически невозможно разговаривать на тему,
где вы согласны с собеседником, и не подстраиваться к его позе.
Подстройка к позе - это первый навык активного, форсированного создания
подсознательного доверия. Но здесь есть и обратная связь: если люди уже
доверяют друг другу, то они обычно разговаривают (или молчат) в состоянии
подстройки к позе. Это хорошо бы запомнить. Иногда, скажем, бывает нужно
оценить, в каких отношениях находятся люди, которых вы раньше не видели
- ну, начальник и его заместитель, или еще какая-то значимая для вас пара.
Так вот, обратите внимание на то, как они разговаривают друг с другом:
если во время разговора они подстраиваются к позе собеседника, то все нормально,
по обсуждаемому вопросу мнения у них совпадают (может быть, у них есть
несогласие по другим вопросам, но по тому, которым они сейчас заняты -
может быть, вы его и предложили - они друг с другом согласны). Если же
в паре подстройки к позе нет, то согласие, выраженное на словах, не должно
вас обмануть - внутреннего согласия там нет.
Итак, вы получили хороший навык, и можете начать его применять. Теперь
займемся более сложными вещами.
Подстройка к дыханию.
Вы, наверное, уже догадались, что теперь речь пойдет о копировании дыхания
вашего партнера. Здесь возможны варианты: подстройка к дыханию бывает прямая
и непрямая.
Прямая подстройка - вы просто начинаете дышать так же, как дышит ваш
партнер, в том же темпе. Непрямая подстройка - вы согласуете с ритмом дыхания
партнера какую-то другую часть своего поведения; например, вы можете качать
рукой в такт дыханию партнера, или говорить в такт его дыханию, то есть
на его выдохе. Прямая подстройка более эффективна при создании раппорта,
поэтому с нее мы и начнем.
Упражнение N 3. Разбейтесь опять на тройки, желательно в другом
составе, чем в первом упражнении. В жизни вам придется иметь дело с разным
и людьми, лучше бы привыкать к этому уже сейчас. Задание у вас будет простое:
партнер А сидит и дышит, партнер Б напрямую копирует его дыхание, то есть
дышит с той же частотой и глубиной...
Партнер
В, режиссер, кладет свою руку на спину партнера А, чтобы не только видеть,
но и чувствовать его дыхание, и поднимает и опускает свою вторую руку в
такт дыханию партнера А - чтобы помочь партнеру Б, который подстраивается.
Хочу обратить ваше внимание на то, что у мужчин и женщин - разные типы
дыхания. Как правило, у мужчин брюшной тип дыхания (они дышат животом),
а у женщин - грудной. Для того, чтобы надежнее увидеть ритм дыхания партнера,
вам надо смотреть на его живот, если это мужчина, и на грудь, если вы в
паре с женщиной. Я рад тому, что все мужчины в группе давно смотрят туда,
куда надо...
Как подстройка к позе переходит в ведение, я вам недавно показал. При
подстройке к дыханию вы ведете, начиная медленно менять частоту
своего дыхания(после присоединения). Если у партнера наблюдается
такое же изменение дыхания, то раппорт установлен хорошо.
Как уложить спать
маленького ребенка? Как сделать, чтобы он захотел спать? Правильно, надо
сначала подстроиться к его дыханию, а потом замедлить свое дыхание, сделав
его "сонным". Когда у меня родился сын, то уложить его спать было для меня
проблемой, я просто не знал, что с ним делать. А когда родилась дочь, я
уже имел навыки эриксонианского гипноза, и все стало очень просто: я устраивался
рядом с ней, подстраивался к ее дыханию, потом замедлял свое - и через
10 минут она засыпала (даже жена удивлялась такой скорости). Это, конечно,
действует не только на детей. При наведении транса у взрослых, вам тоже
придется замедлять свое дыхание, давая партнеру своеобразный пример того,
каким должно быть его дыхание. И бывают ситуации, когда для достижения
цели вам нужно после подстройки ускорять свое дыхание.
Еще одна тонкость, касающаяся подстройки к дыханию. Допустим, что ваш
партнер - ребенок с очень частым дыханием, или спортсмен с очень редким.
Вы так дышать не можете, и у вас есть, по меньшей мере, две возможности
для подстройки. Во-первых, вы можете применить непрямую подстройку, то
есть говорить с той же частотой, с какой дышит партнер, говорить на его
выдохе. Это очень важный момент - человек всегда говорит на выдохе, и если
вы говорите на его выдохе, ему это легко воспринимать как иллюзию
своей внутренней речи, это легче принять и понять. Во-вторых, при очень
большой разнице в ритме и глубине дыхания у вас и у партнера, вы можете
отслеживать его дыхание "через раз" (например, при частом дыхании вы копируете
вдох, пропускаете выдох и второй вдох, копируете второй выдох). Может быть,
это легче понять через метафору: когда вы идете по часто расположенным
шпалам, вы не наступаете на каждую - вы наступаете через одну, но ритм
в их расположении вы все равно учитываете и подстраиваетесь к нему. Здесь
для вас этот навык избыточен, вы все примерно одного возраста и телосложения,
поэтому просто запомните его для применения там, где это понадобится.
Я хотел бы уже на этом этапе оговорить несколько условий, соблюдение
которых сделает вас более эффективными в воздействии на людей. Первое условие:
ваша цель должна всякий раз быть конкретной, иначе вы не сможете
добиться конкретного результата. Второе: от вас потребуется нечто похожее
на скромность - вы должны знать, чего вы хотите, но ваш партнер
знать это вовсе не обязан. Вступая в общение, воздействие, вы стараетесь
добиться результата, который нужен вам или вашему партнеру, но всегда ли
нужно связывать сознательно достижение результата с вашим влиянием?
Разумеется, если ко мне на сеанс гипноза пациент приходит для того, чтобы
как-то измениться, то он платит именно за то, чтобы я вызвал эти
изменения; если он не осознает, что перемены связаны со мной, он не будет
платить. В деловом общении, напротив, гораздо лучше, чтобы принятое решение
или возникшую в себе перемену партнер считал чем-то своим, а не привнесенным
извне. Если вы тщеславны и хотите, чтобы изменения своего поведения люди
обязательно связывали с вашим воздействием - займитесь рэкетом,
а не гипнозом. Подстройка к позе и дыханию - главные и сравнительно простые
способы создания раппорта. Есть некоторые другие, более сложные виды подстройки,
которые имеет смысл знать и применять.
Подстройка к движениям.
Став для вас партнером при беседе, человек обычно не сидит как истукан
- он позволяет себе жестикуляцию, меняет позу, кивает или качает головой,
мигает, и все это может быть предметом для подстройки. Подстройка к движениям
более сложна, чем предыдущие виды подстройки, потому что и поза, и дыхание
- это нечто относительно неизменное и постоянное, это можно рассмотреть
и приступить к копированию постепенно. Движение - относительно быстрый
процесс, в этой связи от вас потребуется, во-первых, наблюдательность,
и во-вторых, вам нужно заранее подумать о том, чтобы партнер не смог осознать
ваши действия. Давайте сейчас подумаем о том, какие движения легче отразить
так, чтобы партнер этого не понял... Да, любые движения; причем мы можем
разделить их на большие, макродвиження (походка, жесты, движения головы,
ног) и малые, микродвижения (мимика, мигание, мелкие жесты, подрагивание).
И еще одна возможность - не копируйте
движения рук партнера зеркально, намечайте их, не заканчивая. Ну, вот Юра
сейчас почесал правой рукой лоб. Для подстройки мне важно отразить направление,
и мне не обязательно завершать свое движение на лбу, достаточно погладить
подбородок (трогает свой подбородок, Юра тоже начинает гладить подбородок).
Упражнение N 4. Выполняется в группах по три человека. Задача
партнера А: удобно расположиться и поддерживать светскую беседу с партнером
Б (тему беседы можете определить вместе; лучше, чтобы она была нейтральной,
не требовала эмоционального вовлечения - погода, современные нравы и т.
п.) Задача партнера Б: напрямую подстроиться к позе и движениям (в том
числе микродвижениям) партнера А, использовать непрямую подстройку к его
дыханию (лучше - с помощью темпа речи). Сделайте это за 2-3 минуты, потом
начинайте вести партнера А так, чтобы получить видимый вами результат,
который вы заранее определите для себя и партнеру сообщать не будете. Цель
здесь должна быть конкретной: "Хочу, чтобы партнер закрыл глаза". Или:
"Хочу хорошо подстроиться и понаблюдать за реакцией партнера на прекращение
подстройки".
Вопрос из зала: На то, что я перестану дышать?
C. Горин: Нет, на то, что я перестану говорить, мигать и жестикулировать.
И задача партнера В: помогать партнеру Б, показывая ему своей рукой дыхание
партнера А (расположитесь так, чтобы партнер А не видел ваших движений).
Каждый из участников выполняет по очереди все эти роли 2-3 раза. Общая
цель упражнения: отработать навыки подстройки и начать вести партнера.
Приступайте.
Упражнение N 5. ("Прочистка каналов"). Выполняется индивидуально,
располагайтесь удобнее. Смысл упражнения состоит в том, чтобы освободиться
от ограничений в восприятии внешнего мира, научиться видеть, слышать и
чувствовать - вместо того чтобы догадываться о том, что вы могли бы услышать,
увидеть или почувствовать.
Первая часть упражнения - 5 минут видеть. Выберите точку, в которую
вы можете смотреть, не напрягаясь, и оставьте взгляд в этой точке. Теперь
обратите внимание на то, как много вы можете увидеть: свет из окна... и
одновременно свет ламп с потолка... вы видите на полу желтый линолеум с
коричневым узором... видите зеленые растения в коричневых горшках... видите
друг друга... замечаете многие мелкие подробности... и удивляетесь тому,
как много вы видите.
Вторая часть - 5 минут слышать. Если у вас устали глаза, можете их закрыть,
потому что все, что от вас сейчас требуется - это слышать. Тут ведь очень
много звуков: есть относительно громкие, например, мой голос, и какой-то
звук на другом этаже... и есть относительно тихие, например, шум магнитофона
или тиканье часов... и шум вашего дыхания... По улице иногда проезжают
машины, и вы слышите их шум. Кто-то изменил позу, при этом скрипнул стул.
Шелестит бумага...
Третья часть - 5 минут чувствовать. У вас сейчас есть очень много
ощущений, самых разнообразных. И до тех пор, пока я об этом не скажу, вы,
возможно, не чувствовали прикосновение руки к щеке, или что руки соединены
между собой, или что руки лежат на бедрах... И что руки теплые, и у них
есть какая-то тяжесть.. И что вы прикасаетесь к спинке стула и ощущаете
его твердость .. И что ваши подошвы прикасаются к полу... Ваши руки, йоги,
мышцы тела могут быть расслабленными или напряженными... Есть какие-то
другие ощущения: тепло или холод, тяжесть или легкость, напряженность или
расслабленность... Тяжесть вашей одежды и даже тяжесть вашей прически,
тяжесть часов на руке...
Вы, наверное, не раз замечали, что если задать человеку вопрос, требующий
обдумывания, то ваш собеседник перестает смотреть прямо на вас. Он "уходит
в себя"; он либо смотрит "сквозь вас" (отсутствующий взгляд), либо смотрит
вверх, как бы пытаясь найти ответ на потолке; либо смотрит в сторону, как
бы ожидая, что его ухо услышит нужный ответ; либо смотрит вниз, на свои
ноги... Понятно, что "уход в себя" - это обращение к своей памяти, внутреннему
опыту, к способности вообразить или сконструировать что-то новое на основании
известного. Взгляд человека достоверно показывает, к какой разновидности
памяти или внутреннего опыта он прибегает сейчас. Вы можете проверить это
самостоятельно.
Задайте кому-нибудь вопрос, заставляющий прибегнуть к зрительной памяти,
например: Какого цвета костюм был вчера на вашей знакомой? Как выглядит
теперь ваша дочь? Когда вы в последний раз видели живую лошадь?" - и вместе
со словесным ответом вы получите типичный для зрительных воспоминаний
взгляд влево вверх (если ваш собеседник - правша; здесь и далее
имеется в виду сторона правая или левая для вашего собеседника - см. схему
1).
Схема 1. Глазные сигналы доступа для типичного правши
Зрительная конструкция Зрительное воспоминание
Слуховая конструкция (o) Слуховое воспоминание
Кинестетическое воспоминание Внутренний диалог, контроль речи
В ответ на предложение представить себе что-то, сконструировать зрительный
образ ("Представьте себе проекцию данного предмета на плоскость. Представьте
себе зеленую корову. Представьте себе, как вы выглядите, если посмотреть
на вас с другого края комнаты.") - ваш собеседник посмотрит вправо вверх.
В общем и целом направление взгляда вверх совпадает с обращением к зрительному
опыту.
Вы можете попросить партнера обратиться к его слуховому опыту. Вопросы
типа "вспомни, как звучит..." ("Как звонит твой телефон? Какой голос у твоего
начальника? Вспомни звучание скрипки.") - уводят взгляд партнера налево
по горизонтали, что соответствует слуховому воспоминанию. Можно сконструировать
звук, который мы никогда раньше не слышали. Это достигается вопросами типа:
"Как бы прозвучало ваше имя, если его произнести наоборот?", "Как бы звенел
твой будильник, если его накрыть пластмассовым ведром?". Слуховой конструкции
соответствует взгляд направо по горизонтали. Отметьте, что взгляд по горизонтали
соответствует обращению к слуховому опыту.
Теперь - опыт ощущений движения,
прикосновения, температуры, напряжения и расслабления мышц, опыт вкуса
и запаха. Эта категория внутреннего опыта называется кинестетической и
совпадает с направлением взгляда вправо вниз (можно вызвать это направление
взгляда вопросами типа "Что ты чувствуешь, когда бежишь?", "Вспомни, как
жжется горчичник"). Взгляд вправо вниз соответствует кинестетическому воспоминанию.
Интересно, что конструкций в кинестетике нет - мы не можем вообразить ощущения,
которых не испытывали на самом деле.
И, наконец, направление взгляда влево
вниз. Оно свидетельствует о том, что человек занят внутренним диалогом:
задает себе вопросы или что-то говорит себе. Это направление взгляда совпадает
еще с функцией контроля речи, когда человек тщательно отбирает слова, которые
собирается произносить; это направление взгляда часто можно видеть у переводчика
во время устного перевода, у докладчика, делающего ответственное сообщение,
у человека, дающего интервью.
Глазные сигналы доступа, модальности внутреннего опыта (стенограмма семинара).
С. Горин: "Глаза - зеркало души...". Я хочу, чтобы вы сейчас повторили
открытие Милтона Эриксона. Можете называть это упражнением на подстройку
к движениям глазных яблок.
Упражнение N 6. Разбейтесь по парам. Партнер и наблюдает за движением
глазных яблок партнера А, который выполняет то, что я ему предложу. Когда
вы в первый раз занимаетесь наблюдением за движением глаз, вы можете сделать
много ошибок, поэтому я уточню: вот я сказал что-то, партнер А начал это
осмысливать, и в этот самый момент его глаза куда-то прыгнули! Он, конечно,
может сделать это немного погодя, он ведь тоже за вами наблюдает, ему ведь
интересно, что вы там такое хотите рассмотреть... Когда человек воспринимает
внешний мир, он смотрит прямо на интересующий его предмет, а если он сейчас
никуда конкретно не смотрит, его глаза начинают бегать - значит, он обрабатывает
внутренний опыт. Итак, сели лицом к лицу, задание партнера А: вспомните
цвет костюма, оставленного дома.
Куда направлен взгляд?
С. Горин: Хранить военную тайну... Итак, верхний этаж зрительный, средний
- слуховой, нижний делится между кинестетикой и контролем речи. Контроль
речи, действительно, свидетельствует о том, что человек хочет что-то скрыть.
Есть даже типичный шаблон движений глазных яблок, который называют "детектором
лжи": направление взгляда от зрительной или слуховой конструкции (вправо
вверх, вправо по горизонтали) к контролю речи (влево вниз); во внутреннем
опыте это соответствует такой последовательности - сначала представить,
сконструировать, как бы это могло быть, а потом говорить только то, что
этому соответствует, ничего лишнего... Это хорошо заметно у детей, у больных
истерией.
Вопрос из зала: Значит, если захочешь что-то скрыть - не двигай глазами,
это легко сделать.
С. Горин: На самом деле этот навык невозможно проконтролировать. Смотреть
прямо - значит, ничего не вспомнить, ничего не представить, то есть, перестать
думать. Вы можете поступить и так, но тогда вы выпадаете из общения. Но
если вы не хотите прекращать общение, вам придется думать, значит, обращаться
к внутреннему опыту, значит, ваши глаза будут двигаться, и все зависит
только от знаний и наблюдательности вашего делового партнера.
Тут довольно интересно получилось... Незадолго до семинара я перечитывал М.Булгакова,
"Мастера и Маргариту", и там выбрал несколько примеров. Ну, сначала - описания
персонажей: "секретарь редакции Лапшенникова со скошенными к носу от постоянного
вранья глазами". Или фельдшерица Прасковья Федоровна, у которой забегали
глаза при вопросе Ивана Бездомного о том, что случилось с его соседом по
этажу. Вы уже знали это выражение - "забегали глаза" - оно означает готовность
соврать, теперь будете знать, в каком направлении они бегают - по той самой
диагонали, вправо вверх - влево вниз. И вот, наконец, блестящее описание,
эпизод со сновидением Никанора Ивановича Босого, "Сдавайте валюту":
"... Верю! Эти глаза не лгут. Ведь сколько же раз я говорил вам, что
основная ваша ошибка заключается в том, что вы недооцениваете значение
человеческих глаз. Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза - никогда!
Вам задают внезапный вопрос, вы даже не вздрагиваете, в одну секунду вы
овладеваете собой и знаете, что нужно сказать, чтобы укрыть истину, и весьма
убедительно говорите, и ни одна складка на вашем лице не шевельнется, но,
увы, встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза,
и все кончено. Она замечена, а вы пойманы!".
Упражнение N 7. Выполняется в парах. Вначале нарисуйте для себя простую
схему (см. схему 2): в центре листа бумаги изобразите более или менее схематично
глаз и обозначьте 8 направлений взгляда - 3 направления вверх (вправо,
по центру, влево); 2 направления по горизонтали (вправо и влево); и 3 направления
вниз (вправо, по центру, влево). Теперь на каждом из этих направлений напишите
по три-четыре слова, которые соответствуют совпадающей с направлением модальности.
Например, для визуальной модальности это будут слова: "смотреть, яркий,
блестящий"; справа можете добавить "представь себе".
С. Горин: Ну, для меня "золото" - это что-то кинестетическое, хотя я
его в слитках никогда не носил... Лучше пишите что-то более определенное.
Да, направление взгляда прямо перед собой при расфокусированном взгляде,
"отсутствующий взгляд" - на вашей схеме это направление показать нельзя,
но вы помните, что это - тоже визуальное направление. "Отсутствующий взгляд"
сопровождается еще и расширением зрачков, как правило. Для горизонтального
направления взгляда используйте слова аудиальной модальности - "слушать,
говорить, громко, тихо". Те же слова подойдут для направления взгляда влево
вниз (внутренний диалог). Ну, и для кинестетических направлений - "трогать,
касаться, горячо, холодно".
________________________________________
Схема 2. Словесное присоединение к направлению взгляда.
• Представь себе
• Яркий
• Блестящий • Смотреть
• Яркий
• Блестящий • Смотреть
• Яркий
• Блестящий
• Слушать
• Говорить
• Громко (o) • Слушать
• Говорить
• Громко
• Трогать
• Касаться
• Горячо • Трогать
• Касаться
• Горячо • Слушать
• Говорить
• Громко
________________________________________
Теперь - само упражнение. Партнер А держит таблицу рядом со своим лицом
и показывает партнеру Б все восемь направлений взгляда по очереди. Партнер
Б читает со схемы слова, который соответствуют каждому из направлений,
и произносит их вслух. Да, направление взгляда вы показываете, разумеется,
своими глазами. Затем вы меняетесь ролями.
Вторая часть упражнения, она выполняется тоже со схемой. Партнер А
дает 3-4 направления взгляда вразброс, бессистемно, партнер Б также читает
и произносит вслух соответствующие слова, затем меняетесь ролями. В третьей
части упражнения вы делаете то же самое, только без схемы, по памяти. Приступайте.
Все, что вы делаете, по-прежнему имеет отношение к раппорту. Если раньше
вы присоединялись к внешнему поведению партнера, то теперь вы отрабатываете
присоединение к его внутреннему опыту. Очень простой пример - если я вам
говорю "Смотрите-ка!", это значит, что я не просто предлагаю вам что-то
рассмотреть, сконструировав для этого какую-то свою внутреннюю "картинку";
это значит, что я сам для себя такую "картинку" сконструировал и буду реагировать
полноценно только на "визуальные аргументы".
В распределении ведущих модальностей
у разных людей есть некоторые закономерности (впрочем, довольно неточные).
Так, например, женщины чаще специализируются в визуальной модальности,
а мужчины - в кинестетической. Аудиальная модальность в качестве ведущей
встречается достаточно редко: у музыкантов, у некоторых руководителей.
По моим наблюдениям, советский начальник в своей речи использует процентов
на 80 неопределенные и аудиальные слова (наш нынешний мэр, например, типичный
аудиалист, обожающий красиво звучащие слова).
|
|
|
|
|
|
|
Сегодня 3 посетителей Было на нашем сайте
Сайт ежедневно обновляется
|
|
|
|
|
|
|
|